В результате освоения учебной программы слушатель будет знать:
- нормы русского языка;
- основные принципы коммуникаций;
- нормы официально-делового стиля речи.
уметь:
- составлять официально-деловые тексты;
- выявлять типичные ошибки в деловых текстах, осуществлять редактирование;
- оформлять официально-деловые документы с учетом основных норм и требований.
владеть:
- официально-деловым стилем речи;
- этикетом делового письма.
1. Входная работа по выявлению проблем письменной речи и анализ результатов.
2. Этика и этикет служебной письменной коммуникации. Принципы эффективной коммуникации. Практикум по исправлению ошибок и недочётов при оформлении служебной визитной карточки.
3. Особенности официально-делового стиля речи и его разновидностей.
4. Коммуникативные качества служебного текста с точки зрения языка, мышления, ситуации и эстетики. Экстралингвистические требования, предъявляемые к служебному тексту.
5. Трудности деловой письменной коммуникации. Динамика норм официально-делового стиля. Трудности орфографии и морфологии. Стилистический практикум по устранению типичных ошибок при выборе нужного слова.
6. Написание и склонение имён, отчеств и фамилий; буквы «е» и «ё» в именах собственных; написание и склонение наименований населенных пунктов, организаций, должностей и званий, названий праздников и знаменательных дат. Практическая работа по выявлению и устранению типичных ошибок.
7. Орфографические нормы современного русского языка. Орфографический практикум.
8. Синтаксис делового текста (тавтология и плеоназм, употребление деепричастных оборотов, согласование и управление, местоимения в деловом тексте и др.). Оформление сокращений в тексте. Редактирование текстов официально-делового стиля речи (практикум).
9. Трудности пунктуации в простом и сложном предложении. Практика по совершенствованию пунктуационных умений.
10. Требования ГОСТа к составлению и оформлению служебных писем. Особенности составления и оформления электронного письма. Виды, структура и стиль делового письма. Тактики выражения коммуникативных целей. Языковые формулы деловых писем. Правка-сокращение служебного письма (практикум).
11. Подготовка письменных ответов на обращения граждан в соответствии с требованиями Федерального закона и других документов. Практика составления писем-отказов с учетом особенностей их оформления.
12. Опрос референтных групп как форма обратной связи власти с населением. Составление вопросов для опросных листов и их редактирование (практикум).
13. Отчет как форма письменной коммуникации: форма и структура отчета; язык и стиль отчета; правила оформления отчета. Отчеты в форме письма. Служебная записка как форма отчета. Другие формы отчетов. Практикум по устранению распространенных ошибок при составлении отчетов.
14. Основы коммуникативного процесса. Коммуникационные каналы и сети (открытые, закрытые, комбинированные). Коммуникативные барьеры. Анализ путей улучшения письменных служебных коммуникаций.
15. Лексико-стилистическое наполнение текста (цикл видеоуроков).